Entrepreneurship and Economic Advance in the Age of Globalization
Download PDF | Downloads: 30 | Citations: 4
Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 1 / January, 2013
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=18809603
Cited: 4 by 07.12.2023
Abstract:
The author focuses on the problem of lack of an important stage in Russia self development, which is known as admass society, concerned with the lack of national economy base upon entrepreneurial activities.
Keywords: entrepreneurship, admass society, economic advance
В эпоху глобализации на основе закономерностей развития постиндустриального общества все более заметно происходит дифференциация стран. Лидеры этого процесса доминируют на мировых рынках товаров, технологий, вытесняя с них отстающие страны, включая Россию. В 1999–2008 годах российская экономика интенсивно росла благодаря притоку капитала и расширению внутреннего рынка. Нынешняя модель исчерпала себя из-за трех фундаментальных ограничений: закрытости экономики, недостатка прямых и длинных инвестиций, недостатка конкуренции на внутреннем рынке. Недостаток конкуренции разгоняет инфляцию, рыночные агенты неравны, государственные и монопольные секторы превалируют, а новые компании натыкаются на барьеры при входе на рынок.
Россия и общество массового потребления
Россия отстает от лидеров проистекающих в мире процессов на 5–7 лет (по самым оптимистичным оценкам). Многие отрасли российской экономики еще далеко не прошли стадию индустриального развития, о чем могут свидетельствовать такие данные как энерговооруженность труда, использование кость производимой продукции и целый ряд других важных характеристик – таких как низкая производительность труда, технологическое отставание, высокая степень износа основного капитала.
Но если на фоне проистекающих в мире современных и весьма эффективных процессов Россия в основном продолжает опираться на добычу и экспорт сырья, то это обстоятельство невольно вынуждает сделать вывод о том, что современная версия экономического развития страны явно противоречит требованиям закономерностей постиндустриального этапа саморазвития общества.
Конфликтность путем развития России и передовой части мира уже не объяснить соборностью, долгостроем или какими-то другими специфическими факторами, свойственными России, как это делалось ранее. Причина – не в этих специфических характеристиках.
Проблема России заключается в том, что в силу историко-политических условий ей не суждено было пройти весьма важный этап саморазвития, именуемый в экономической и социологической науке как общество массового потребления.
Этот этап, как можно констатировать с высоты сегодняшнего дня, по своему экономическому содержанию выступил в качестве весьма специфического и необходимого периода саморазвития общества западного типа, поскольку он представлял собой конкретный тип экономического роста. На этот период (60–70-ые годы прошлого века) приходится, так называемый, «взрыв заработной платы», что явилось материальной основой этого типа роста. В этот же самый период характерным становится ускоренный рост потребительского кредита.
Однако с точки зрения анализируемой нами проблематики этот тип экономического роста стал возможен только потому, что резко активизировалась предпринимательская активность общества, позволившая утверждать о наступлении эры массового потребления, поскольку именно предпринимательская активность послужила источником новых товаров, равно как и источником роста благополучия не только тех, кто выступал в качестве предпринимателя, но и в качестве наемных работников [1]. С этой точки зрения рассматриваемый нами тип экономического роста недостаточно осмыслен в его научном значении.
При этом важно помнить о том, что в экономике (равно как и в других общественных науках), по замечанию Фридриха Хайека «эксперимент невозможен и, следовательно, мы не располагаем сведениями о четких регулярностях в сложных явлениях. Но с другой стороны… важнейшие опорные факты, нужные нам для объяснения социальных явлений, частью принадлежат к общему опыту, а частью к «материи» нашего мышления. В общественных науках именно элементы сложных явлений известны абсолютно бесспорно» [5].
С этих позиций можно заметить, что действительно абсолютно бесспорным историческим фактом выступает зависимость «экономический рост на основе закономерностей общества массового потребления – экономический рост на основе закономерностей постиндустриального этапа развития».
Вывод из осмысления такой зависимости напрашивается сам собой: для того, чтобы воспользоваться преимуществами нового типа экономического роста нашей стране необходимо в ускоренном – по возможности – темпе пройти этап экономического роста на основе использования закономерностей общества массового потребления. По крайней мере, именно об этом свидетельствуют реальные факты недавней экономической истории развитой части современного мира. Даже Япония с ее весьма специфическими национальными особенностями не избежала участи пройти через этот тип экономического роста, хотя его последствия представляются не столь значительными, как в США и Западной Европе.
Предпринимательская деятельность как фактор и механизм экономического роста
Стимулирование процессов массового потребления, а, следовательно, стимулирование спроса действительно привело к повышению темпов экономического роста. Так, к примеру, в течение 110 лет (с 1870 по 1980 г.) ВНП в расчете на душу населения в Швеции реально рос в среднем на 2,5% в год, то в период 1960 по 1965 год этот показатель составил уже 5,3%, а рост производительности труда при этом достиг почти 6% в год [2].
При этом объем промышленного производства за 50-ые годы увеличился на 35%, а в следующее десятилетие – на 70%. Такая тенденция была характерна и для других стран может быть не со столь впечатляющими результатами.
Одновременно с этим следует обратить внимание на идеи, высказанные в свое время идеологом послевоенного экономического восстановления в Германии Вальтером Ойкеном. «Проблема заключается, – отмечал он в своем основном экономическом произведении, – в построении функционирующего и достойного человека экономического и общественного порядка» [3].
«Конкурентный порядок», о котором рассуждает В. Ойкен, нацелен среди прочего и на стимулирование производительной экономической активности индивида, то есть его предпринимательской активности.
При осмыслении предпринимательской деятельности как фактора и как механизма экономического роста следует, конечно же, исходить из научного определения этого феномена. Дело в том, что на бытовом уровне и даже на уровне нашего российского законодательства смешиваются понятия «менеджмент» и «предпринимательство».
Автор придерживается определения «предпринимательства» и «предпринимательской функции», которые даны в работах отечественных ученых, и разделяет их точку зрения. Действительно, внутрифирменное предпринимательство, реализуемое даже в форме приватизации через стимулирование, скажем, нефтяной отрасли как единого производственного комплекса, существовавшего издавна в такой ее форме, выступает методом управления и к собственно предпринимательству (в его научном смысле) имеет весьма малое отношение.
В данной работе под предпринимательством понимается специфический тип экономической деятельности, нацеленный на создание новой производительной структуры в добавление к уже существующему (или существовавшему до этого) производительному комплексу на основе реализации индивидуумом предпринимательской функции в ее целостном виде [4].
Известный американский исследователь И. Ансофф предлагает такую периодизацию истории предпринимательства:
1. Эпоха массового производства.
2. Эпоха массового сбыта.
3. Постиндустриальная эпоха.
С его точки зрения только лишь начало ХХ века ознаменовало переход к развитию и консолидации производственной структуры, созданной в период промышленного переворота. Эта новая полоса, продолжавшаяся до 30-х годов, получила название эпохи массового производства. Главные задачи предпринимательской деятельности в этот период состояли в разработке и усовершенствовании механизма массового производства, снижавшего издержки выпуска продукции.
Отрасли были четко разграничены и большей частью имели хорошие перспективы роста. Соблазну перейти границы отрасли и заняться новыми видами деятельности поддавались только самые предприимчивые фирмы. Большинство удовлетворялось собственными перспективами роста. Было очевидно, что металлургические компании относятся к металлургии, автомобильные к автомобильной промышленности и т.д. эффективной работе производственного механизма. Так выработался тот набор управленческих представлений, подходов и предпочтительных решений, который позже получил название производственный стереотип.
Предпринимательский сектор надежно ограждался от вмешательства извне, т.е. со стороны общества политический и социальный контроль был минимальным. Государство редко вмешивалось в дела свободного предпринимательства. От него ждали при необходимости мер экономического протекционизма. В тех случаях, когда предприятия шли на скандальные нарушения общественных норм, государство отвечало ограничениями свободы действий предпринимателей такими мерами, как законодательное запрещение соглашений и сговоров между предприятиями. Но такие случаи были редкостью, обычно внешние границы предпринимательского сектора не нарушались. Бизнес считался в стране серьезным делом.
Рыночная ориентация отраслей
В начале 30-х годов «Дженерал Моторз» первой переключила внимание с производства на рынок.
Введение принципа ежегодной смены моделей символизировало переход от стандартной продукции к дифференцированной. В противоположность прежней производственной ориентации баланс успеха стал склоняться в сторону рыночной ориентации.
Переход к рыночной ориентации потребовал перехода к необходимости приобретать новые навыки, развивать новые подходы к решению проблем, менять установки и примиряться с тем, что будущее характеризовалось все более высоким уровнем неопределенности.
В отраслях, занятых переработкой сырья и выпуском потребительских товаров длительного пользования, рыночный подход распространялся медленно. Столкнувшись с насыщением спроса, фирмы, сохраняющие производственную ориентацию в этих отраслях, чаще всего довольствовались застойными темпами роста вместо того, чтобы затратить необходимые усилия и повернуться лицом к рынку.
Лишь после второй мировой войны многие из этих отраслей получили импульс в виде новых технологий сначала в условиях запоздалой рыночной ориентации, а затем повышенного динамизма постиндустриальной эпохи.
Первыми перешли к рыночной ориентации отрасли, выпускающие потребительские товары, а также отрасли со сложными технологиями, изготовляющие промышленные полуфабрикаты. Нередко в их деятельности возникал перекос: маркетинг развивался в ущерб эффективности производства.
Компенсацией этого перекоса стала комплексная концепция маркетинга, призванная уравновесить противоречивые требования производства и сбыта.
В отраслях с менее сложными технологиями переход к обязательной ежегодной смене ассортимента выразился в постепенном усовершенствовании продукции, лучшей упаковке, внешней отделке и т.д. Но за некоторыми исключениями, впрочем, довольно значительными, изменения продукции происходили не столько революционно, сколько эволюционно.
В отраслях со сложными технологиями разработка новых видов продукции стала важной составной частью деятельности еще в начале нынешнего столетия. Исторической вехой развития этих отраслей явилось создание лабораторий для научных исследований и опытных разработок в таких фирмах как «Дюпон», «Белл Телефон», «Дженерал Электрик». Этот шаг положил начало распространению практики подготовки нововведений внутри фирмы.
В индустриальную эпоху импульсы, радикально менявшие обстановку, исходили главным образом от фирм, бравших на себя ведущую роль и задававших как стиль, так и темп прогресса. Таким образом, бизнес не без оснований мог считать, что он держит свою судьбу в собственных руках. Разумеется, предпринимательская инициатива иногда вызывала невидимую цепь негативных последствий, временами приводивших к потере контроля и в итоге – к периодическим кризисам. Но их рассматривали как издержки свободы конкуренции, на которые стоит идти, чтобы «выпустить пар в экономике» и снова двигаться вперед. Эти периодические «сюрпризы» считались чем-то исключительным в мире, лишенном других сюрпризов.
С середины 50-х годов началось ускоренное развитие событий, которые, нарастая, стали менять границы, структуру и динамику предпринимательства.
Перед фирмами все чаще вставали новые и неожиданные задачи.По сравнению с нынешним динамизмом проблемы предпринимательства в индустриальную эпоху могут показаться стороннему наблюдателю несложными. Внимание управляющего целиком концентрировалось на делах бизнеса, заботах его собственного хозяйства. У него не было отбоя от желающих работать, если он предлагал разумную плату, а потребители не привередничали. Его редко беспокоили такие проблемы, как таможенные тарифы, валютные курсы, разница в темпах инфляции, культурные различия и политические меры, принимаемые с целью закрытия доступа на рынки. Научные исследования и разработки были управляемым инструментом повышения эффективности производства и улучшения качества продукции. С обществом и государством, которые, правда, все резче выступали против монополистических тенденции и сговоров конкурентов, отношения строились как дружеское партнерство во имя обеспечения экономического прогресса.
Вывод
Предпринятые нами рассуждения свидетельствуют о возможности осуществления весьма значимых в контексте анализируемых проблем выводов:
1. Предпринимательство и предпринимательская деятельность должны рассматриваться и обществом и органами государственной власти в качестве резерва экономического роста.Особую роль этот феномен призван играть в условиях кризиса. Признавая объективность этого экономического феномена, общество и органы государственной власти (особенно в условиях кризисного развития) должны использовать этот фактор в качестве важнейшего инструмента для фактического осуществления «экономического скачка» или погашения возможных негативных последствий экономического кризиса.В этом случае в рамках политики выстраивается стройная система действий: формирования «инновационного запаса» для стимулирования (в случае необходимости) предпринимательского бума – прямая поддержка научных маркетинговых центров – оказание содействия развитию отраслевой науки – прямая поддержка академической науки.2. Отдельной проблемой остается возможность использования ложных оценок для измерения экономического роста и его темпов. В качестве объективной оценки измерения роста целесообразнее использовать рост реальных доходов индивида или семьи.3. В процессе формирования экономической политики, однозначно нацеленной на непрерывное достижение роста, приоритет должен отдаваться региональным версиям экономической политики, оцениваемой через прирост поступлений, сборов, налогов и отчислений в региональный бюджет, скорректированный на фактические темпы инфляции. Федеральный же бюджет должен формироваться через всем понятную систему взносов регионов, необходимых и достаточных для реализации утвержденных обществом по представлению центрального правительства национальных программ общественного значения (развитие и совершенствование здравоохранения, образования, науки, спорта, культуры, обороны, содержания государственного аппарата и т.д.).
Страница обновлена: 15.06.2025 в 09:27:22